РУ БЕ EN

Проект "Школа - территория здоровья"

Реализация проекта "Школа - территория здоровья "

в ГУО "Макаровская средняя школа"

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 Наименование разделов

Содержание

Название проекта

«Школа - территория здоровья»

Статус проекта

школьный

Сроки реализации проекта

2021-2025 учебный год

Участники проекта

Учителя, воспитатели, учащиеся, родители,   администрация, пассивные участники, медицинские работники

Цель и задачи проекта

Формирование целостной системы культуры здоровья  обучающихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья.

  • воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
  • формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;
  • организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;
  • диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
  • поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.

Краткое описание проекта

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к  здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации;ожидаемые результаты.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (проектировочный) этап –сентябрь 2021 г.

Формирующий этап – октябрь 2021 г.

Практический (основной ) этап – октябрь 2021 г. – май 2025 г.

Обобщающий этап – июнь 2025 г.

 
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
  • Включение учащихся школы в деятельность физкультурно-спортивных секций.
  • Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы  и педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
  • Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:

- сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

  • Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 

Цели:

  • формирование целостной системы культуры здоровья  обучающихся, родителей и педагогов;
  • создание модели образовательного пространства школы, формирующей культуру здоровья.

 Задачи:

  • воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
  • формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;
  • организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;
  • диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
  • поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни. 

 

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

на 2023 /2024 учебный год

Содержание мероприятий

Сроки выполнения

1

Утверждение плана мероприятий по реализации проекта на учебный год

Мероприятия в рамках Недели здоровья и спорта и Недели нулевого травматизма

Спортландия «Я"

Турнир по шахматам

Сентябрь

2

Организация и проведение утренней гимнастики

Сентябрь-май

3

Организация и проведение динамической перемены

Сентябрь-май

4

Систематическое проведение физкультурных минуток

(1-11 классы)

В течение всего периода

5

Организация работы специальной группы для ослабленных детей (специальная медицинская группа)

В течение года

6

Организация спортивно-массовых мероприятий в рамках Единых дней здоровья

 (1 раз в месяц массовое спортивное мероприятие, согласно календарю спортивно-массовых мероприятий)

Сентябрь-май

7

Организация и проведение смотра – конкурса  «Самый здоровый класс»

Оценка показателей здоровья учащихся

В течение года

8

Диагностика состояния уровня физической подготовленности и физического развития учащихся школы

Проведение олимпийских уроков

В течение года

 

 

В течение года

9

Проведение внеклассных мероприятия по профилактике вредных привычек для учащихся 1-9-х классов

Октябрь

10

Классные часы о здоровой и полезной пище

Турнир по шашкам

Ноябрь

11

Родительский университет на тему: «Педагогическая мастерская «Здоровое поколение – залог устойчивого развития страны»

Круглый стол «Значение природы для здоровья и отдыха человека» (с участием мед. работника)

Декабрь

12

Конкурс рисунков-плакатов на тему: «Если хочешь быть здоров».

Соревнования «Лыжные старты!»

Январь

13

Родительский университет на тему: «Круглый стол «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»

Спортивный праздник-«Школа-здоровая страна!»

Февраль

14

Выпуск буклета «Здоровое питание – здоровый организм»

Март

15

Спортивное мероприятие «Жизнь=здоровье+семья+учеба+друзья»

Апрель

16

Участие в районной патриотической игре "Зарница"

Спортивные мероприятия в рамках Недели семьи 

Анкетирование, мониторинг учащихся по вопросам ЗОЖ

Социально-психологический опрос обучающихся

Подведение итогов работы проекта за учебный год

Май

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

  • Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
  • Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
  • Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:

- сохранения контингента обучающихся, отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики).

  • Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).

 

 

 

  Информация о реализации межведомственного информационного проекта «Школа - территория здоровья»  в ГУО «Макаровская средняя школа" (за 2022/2023 уч.г.)

            Основной целью проекта является формирование целостной системы культуры здоровья  обучающихся, родителей и педагогов; создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья. К реализации проекта были привлечены все педагоги, воспитатели дошкольного образования, учащиеся, родители, медицинские работники. В инициативную группу вошли заместитель директора по учебно-воспитательной работе Мазовецкая С.В., педагог-психолог Авдей Л.А., социальный педагог Станько В.И., учитель физической культуры и здоровья Кобылянская А.С., медсестра Шока К.И.

При реализации проекта в учреждении образования решались основные задачи:

  • воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
  • формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;
  • организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;
  • диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
  • поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.

Для сохранения жизни и здоровья учащихся разработан комплекс мер по медико-психолого-педагогической защите учащихся, который включает в себя следующую оценку состояния здоровья:

ежегодный анализ изменений состояния здоровья с учётом возраста и пола  учащихся;

распределение учащихся по группам здоровья;

воспитание культуры здорового образа жизни, организация физкультурно-оздоровительной работы, лечебно-профилактических мероприятий и др

       Установлено, что для реализации проекта в учреждении образования созданы необходимые материально - технические условия: просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием, спортивные площадки,  футбольное поле, участок для активных игр и прогулок.Нормы СанПиН соблюдаются на занятиях, факультативах и спортивно-массовых мероприятиях по физической культуре и оздоровлению (группы здоровья, температурный режим, пульсометрия и др.).В рамках внеурочной физкультурно-массовой работы учитель физической культуры и здоровья Кобылянская А.С. планирует и проводит различные мероприятия и спортивные соревнования. Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий занимают спортивные праздники и дни здоровья. Как правило, такие мероприятия проводятся в шестой школьный день, а также во время каникул в течение учебного года. Ежегодно организуются  и проводятся «Неделя спорта и здоровья», конкурсы «Школиада», «300 талантов для Королевы», спортивные игры «Вместе – на старт!», спортивный праздник «Спортивное движение – наше почтение», День прыгуна, подвижные игры «Дружно, весело, активно!», легкоатлетические кроссы и другие мероприятия. Содержание таких занятий позволяет не только проводить профилактику гиподинамии у учащихся, но и участвовать в подвижных играх всем детям, в том числе отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам.Особое внимание уделено туристско-экскурсионной работе как составляющей здоровьесберегающей среды. Разработана система экскурсионной работы в учреждении образования, в том числе велопоходы и пешие прогулки. Ежегодно, в рамках каникул, на базе школы функционируют оздоровительные лагеря «Лучики», «Юные следопыты», основной задачей которых является укрепление здоровья детей, формирование навыков социального отношения к своему здоровью и окружающей среде, развитие интеллектуального, духовного потенциала.Вопросы профилактики заболеваний освещаются:

Одним из направлений здоровьесберегающей среды учреждения образования является организация полноценного питания, которое организуется в соответствии с нормативными правовыми документами. Организацией горячего питания в школе охвачено 100% учащихся.

В целях проведения комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди детей и подростков, организована работа объединений по интересам: "Волейбол", «Подвижные игры». Наряду с этим проводятся спортивные встречи с пограничниками застав «Русаки» и «Семеновка».

Ежегодно проводится углубленный медосмотр учащихся в месяц рождения ребенка. Определяются учащиеся, которым рекомендованы занятия в специальной медицинской группе или подготовительной группе. Для учащихся СМГ организуется отдельное обучение по соответствующей программе. Занятия по предмету «Физическая культура и здоровье», «Час здоровья и спорта» проводятся на открытом воздухе в соответствии с программами и санитарными нормами.

Образовательный процесс организован в соответствии с требованиями СанПин и использованием здоровьесберегающего образовательного пространства. Учебная нагрузка в неделю не превышает максимально допустимой на одного учащегося. Расписание учебных занятий составляется с учетом ранговой шкалы сложности учебных предметов. Рассадка учащихся в классе осуществляется с учетом роста и состояния здоровья детей. Классы-кабинеты оборудованы регулируемой мебелью, для компьютерного класса приобретены специальные стулья. Дозируются домашние задания. Приняты меры по снижению веса рюкзаков и портфелей учащихся: в классах  предусмотрены места для хранения школьных принадлежностей, спортивной формы; учащиеся I-IV классов имеют индивидуальные ячейки. Организован режим проветривания учебных помещений, в том числе рекреаций.

Систематически организуются  встречи с работниками медицинских учреждений. Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей постоянно рассматриваются на родительских собраниях.Информация о реализации проекта «Школа – территория здоровья» освещается на сайте УО. В то же время остаются актуальными вопросы снижения остроты зрения у учащихся(38%) и нарушения опорно-двигательного аппарата (7,6%).

Таким образом, реализация мер по здоровьесбережению способствует эффективному использованию ресурсов, направленных на сохранение и укрепление здоровья  обучающихся. В результате реализации проекта повысился процент охвата школьников спортивными объединениями и составил более 40%. Увеличилось количество детей, отнесенных к 1 группе здоровья (40,6%, +7,8%)

На контроле организация работы по  укреплению здоровья обучающихся находится у администрации школы. Несколько раз в год вопросы заслушиваются на совещаниях при директоре. В дальнейшем по результатам контроля проводится коррекционная работа.

Интернет-ресурсы: