Проект «Во славу Отечества: равнение на подвиг»
I.1. Информационная карта
Название проекта: «Во славу Отечества: равнение на подвиг»
Название организации заявителя, образовательного учреждения:
Государственное учреждение образования «Макаровская средняя школа»
Адрес, телефон: 231781 Гродненская область, Берестовицкий район, агрогородок Макаровцы, ул. Яна Павла ІІ, 66, телефон 8 (01511)72854
Автор проекта: Е.А.Будницкая, руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Руководитель проекта: Е.А.Будницкая, руководитель по военно-патриотическому воспитанию государственного учреждения образования «Макаровская средняя школа»
- Актуальность проекта
|
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков |
В настоящее время государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодого поколения, сохранению уважения и памяти к истории, к героям Великой Отечественной войны.
Проект «Во славу Отечества: равнение на подвиг» направлен на сохранение исторической памяти, увековечение памяти защитников Отечества. История белорусского народа полна примерами мужества и героизма наших людей. Приходят и уходят поколения, а бессмертная память народа несет эстафету подвига все дальше и дальше. В годы Великой Отечественной войны бесстрашие, мужество и отвага, самоотверженность и самопожертвование стали нормой поведения миллионов людей. В рамках проекта будут исследованы судьбы, подвиги героев Великой Отечественной войны.
Участвуя в реализации проекта, каждый учащийся имеет возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Кроме того, будет проходить формирование чувства любви и уважения к своей Родине, уважение к его историческому прошлому; признание и осмысление суверенности государства и его национальных интересов. Поэтому, для формирования гражданской культуры используются материалы героического наследия, примеры трудового и боевого подвига наших земляков.
В ходе реализации мероприятий проекта учащиеся продолжат занятия военно-спортивного направления; изучат возможности применения учебного оружия; уточнят и расширят представление о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны, о боевых традициях нашего народа и памятниках боевой славы.
В план работы включены не только военно-патриотические мероприятия, военно-спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, культурно-досуговые, спортивные, информационные мероприятия, связанные с историей Великой Отечественной войны, историей и литературой Беларуси, достижениями белорусских спортсменов. Предполагается приобщение детей к физкультуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни.
I.3.Цель проекта
Создание условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения в шестой школьный день посредством изучения материалов о героизме и мужестве белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
I.4. Задачи проекта
- организовать активный отдых, способствующий развитию потребности у учащихся в приобретении новых знаний о героях Великой Отечественной войны нашей Родины;
- формировать у детей патриотические чувства, активную гражданскую позицию посредством их участия в познавательных, военно-спортивных, коллективно-творческих мероприятиях;
- формировать познавательные умения: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной);
- воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, к своей малой родине, гордости за свою Отчизну, свой родной край, готовности способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости;
I.5.Организаторы
Проект «Во славу Отечества: равнение на подвиг» реализуется в шестой школьный день. Руководителем проекта является руководитель по военно-патриотическому воспитанию Будницкая Елена Антоновна. Для успешной реализации проекта используется принцип социального партнерства с привлечением специалистов разных профилей.
I.6.Сроки реализации проекта
Проект реализуется в течение двух календарных лет с сентября 2021 года по август 2024 года
1.7. Условия реализации проекта
Условия реализации проекта, расписанные через задачи и формы работы по этапам, представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Периоды работы по проекту |
Задачи |
Содержательные этапы |
Формы работы |
Подготовительный период |
Методическое наполнение проекта; подготовка педагогов к реализации проекта |
1. Организационный этап. 2. Подготовка педагогического состава к реализации проекта
|
Проведение заседания школьного учебно-методического объединения; знакомство с проектом; подготовка методических материалов; разработка сценариев игр, мероприятий и т.д. |
Организационный период |
Мотивация учащихся на включение в различные виды деятельности |
3. Коммуникативный этап.
|
Игры на выявление лидеров, создание команд; входная диагностика; организация встреч с представителями организаций. |
Основной период |
Развитие познавательной активности у детей и подростков; поддержка мотивации учащихся к самостоятельной деятельности; реализация проекта шестого школьного дня согласно плану. |
4. Информационно-обучающий этап этап. Предполагает получение новых знаний, развитие интеллектуальных, физических, и лидерских способностей.
|
Кключевые мероприятия проекта; секции, объединение по интересам «Патриот»; коллективно-творческая деятельность. |
5. Коммуникативно-деятельностный этап этап. Предполагает закрепление и реализацию полученных знаний и навыков.
|
|||
Итоговый период |
Подведение итогов, отслеживание результативности. |
6. Демонстративно-аналитический этап этап. Демонстрация полученных знаний, умений и компетенций участниками программы.
|
Выходная диагностика; итоговое мероприятие проекта. |
Аналитический период |
Проведение мониторинга: проводится выявление отношения к различным мероприятиям, определяется степень участия в них на протяжении всего периода. Анализируется, как и насколько индивидуальные способности и увлечения ребят реализуются в процессе участия в шестом школьном дне. |
7. Аналитический этап. Подведение итогов реализации проекта.
|
Анализ диагностирующих материалов; анализ отчетов педагогического состава по реализации программы; составление итоговых отчетов.
|
1.8. Направления проекта
В ходе реализации данного проекта приоритеты отдаются мероприятиям военно-патриотической направленности.
Проект включает в себя четыре модуля.
Военно-патриотический модуль
В основе военно-патриотического модуля лежат мероприятия, помогающие формировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с героизмом и мужеством наших предков в деле защиты Отечества, с воинами-белорусами в годы фашистской оккупации, с партизанским движением, памятниками боевой славы. Предполагается расширить представления о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны на основе конкретных исторических фактов. Акцентировать внимание на воспитание у детей эмоционально- положительного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Занятия и мероприятия включают в себя: встречи с представителями РОВД, РОЧС, военнослужащими пограничной заставы; изучение военно-геральдических символов Вооруженных Сил Республики Беларусь; изучение основ и правил стрельбы; изучение назначения, боевых свойств и общего устройства автомата Калашникова.
Военно-спортивный модуль ориентирован на приобретение навыков здорового образа жизни. Это спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; спортивные праздники, спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом. Основная цель которых сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровому образу жизни, формирование коммуникативных навыков, создание здорового психологического микроклимата в процессе совместной игровой деятельности.
Творческий модуль представлен концертными программами, конкурсами. Проект «Во славу Отечества: равнение на подвиг» подразумевает и культурное просвещение – посещение музеев учреждений образования, выставки «Геноцид белорусского народа»; просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне в рамках киномарафона «Смотри и помни»; участие в экскурсиях на пограничные заставы в рамках республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву”, к памятникам, погибшим землякам, расположенных на территории Гродненской области в рамках акции «Всебелорусская молодёжная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства».
Социально-значимый модуль предусматривает активное включение детей в мероприятия шестого школьного дня. Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание. Различные мероприятия этого направления способствуют развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это становится возможным благодаря проведению самими учащимися концертов, соревнований, викторин, театральных сценок. Личное участие в подготовке и проведении мероприятий позволяет развить коммуникативные навыки и креативное мышление, научиться работать в команде и стать увереннее.
Проект «Во славу Отечества: равнение на подвиг» завершается мультимедиа-презентацией или мини-фильмом, которые участники снимают под руководством педагогов. Итоговое мероприятие включает в себя награждение памятными призами, сладкими сюрпризами, благодарственными письмами и т.п. Портфолио шестого школьного дня размещается на сайте учреждения, инстаграмм-канале.
1.9. Формы подведения итогов
- Исследовательские проекты «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков», «Партизанское движение на территории малой родины», «Судьба земляков малой родины в истории моей страны» и др. Из рассказов жителей микрорайона учреждения образования учащиеся фиксируют для себя основные моменты. Полученная информация оформляется и передается в школьный музей «Музей гісторыі роднай вёскі”.
- Экскурсионный маршрут «Узнать о прошлом, чтобы достойно построить будущее».
- Сборник сценарных разработок «Растим патриотов Беларуси».
I.10.Игровая модель шестого школьного дня
Реализация цели и задач проекта шестого школьного дня «Во славу Отечества: равнение на подвиг» осуществляется согласно плану. Основная идея проекта – это изучение и сбор материала о героизме и мужестве белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
В основу организации работы шестого школьного дня положена легенда, согласно которой учащиеся изучают историю своей Родину, находят информацию о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны. Реализация мероприятий проекта «Во славу Отечества: равнение на подвиг» пройдет под девизом: «Наследники Победы: мы помним! Мы гордимся!».
На время реализации проекта учащиеся становятся одной дружной командой «Наследники Победы», во время которого знакомятся с историей и традициями Вооруженных Сил Республики Беларусь, историческим прошлым страны, основами идеологии белорусского государства. Также дети получат знания по основам военной подготовки, навыки по военно-прикладным видам спорта.
1.11. Ресурсное обеспечение
Проект реализуется на базе ГУО «Макаровская средняя школа». Для проведения мероприятий выделены классные кабинеты, используется актовый зал, библиотека, спортивный зал, спортивная площадка, стадион, зона отдыха в школьном парке.
Выбраны оптимальные условия и площадки для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, аудиоматериалы и мультимедиа.
I.12. План реализации проекта
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный этап |
|||
1. |
Изучение нормативно – правовой документации. |
май, 2021 |
Будницкая Е.А. |
2. |
Проведение социологического исследования по выявлению проблем, потребностей и интересов обучающихся |
май, 2021 |
Будницкая Е.А., Авдей Л.А. |
3. |
Обработка полученных результатов исследования. |
май, 2021 |
Будницкая Е.А., Авдей Л.А. |
4. |
Разработка содержательной программы комплекса мероприятий. |
июнь-июль, 2021 |
Будницкая Е.А. |
5. |
Согласование с администрацией условий реализации проекта (продолжительность, сроки, временные ограничения и т. д.). |
август, 2021 |
Будницкая Е.А. |
6. |
Информирование учащихся о реализации проекта «Во славу Отечества: равнение на подвиг» (сообщение учащимся о направлении деятельности, взаимодействие с другими педагогами, информационные листовки т.д.). |
сентябрь, 2021 |
Будницкая Е.А. |
7. |
Привлечение педагогов в процесс реализации проекта (педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, педагог социальный, военнослужащие и т.п.) |
сентябрь, 2021 |
Будницкая Е.А. |
Основной этап |
|||
8. |
Разработка и проведение квест-игры «История моей Родины – моя история», посвящённой Году исторической памяти |
сентябрь, 2021 |
Будницкая Е.А., Вандич Александра |
9. |
Мастерская добрых дел «Вы всегда в нашей памяти» |
сентябрь, 2021 |
Будницкая Е.А., Носко Александр |
10. |
Экскурсия ў школьны музей «Музей гісторыі роднай вёскі» |
октябрь, 2021 |
Будницкая Е.А., Лукша Дмитрий |
11. |
Устный журнал «У человека одна мать, одна и Родина» |
ноябрь, 2021 |
Боровская Г.В. |
12. |
Краеведческий квест-игра «История малой Родины – моя история» |
декабрь, 2021 |
Саросек М.С. |
13. |
Конкурсная программа «Буду Родине служить» |
февраль, 2022 |
Будницкая Е.А., Стрыжаков Иван |
14. |
Викторина «Солдатский интеллект» |
февраль, 2022 |
Будницкая Е.А., Уласик Андрей |
15. |
Спортландия «В спортивный зал за здоровьем» |
март, 2022 |
Будницкая Е.А., Стрыжаков Иван |
16. |
Экскурсионный маршрут «Мы помним! Мы гордимся!» |
апрель, 2022 |
Будницкая Е.А., Куцая Виолетта |
17. |
Разработка и проведение квест-игры «Наследники Победы», посвящённой Году исторической памяти |
май, 2022 |
Будницкая Е.А., Уласик Андрей |
18. |
Велосипедная экскурсия «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам» |
сентябрь, 2022 |
Будницкая Е.А., Шмаровская Полина |
19. |
Участие в зональной интеллектуальной игре «Никто не забыт, ничто не забыто» |
08.10.2022 |
Будницкая Е.А.
|
20. |
Экскурсия в историко-краеведческий музей "Вытокі" |
29.10.2022 |
Авдей Л.А. |
21. |
Музейный урок "Помним! Гордимся!" |
05.11.2022 |
Авдей Л.А. |
22. |
Соревнования по волейболу |
19.11.2022 |
Кобылянская А.С. |
23. |
Экскурсия в 6-ую гвардейскую Киево-берлинскую ордена Ленина Краснознаменную орденов Суворова и Богдана Хмельницкого механизированную бригаду |
26.11.2022 |
Игнатович Ю.И. |
24. |
Спортивный праздник "Быстрее, выше, сильнее -вместе!" |
03.12.2022 |
Кобылянская А.С. |
25. |
Разработка и проведение квест-игры «Профессия – спасатель» в рамках Недели профориентации |
январь, 2023 |
Будницкая Е.А., Уласик Андрей |
26. |
Экскурсия на пограничную заставу |
11.02.2023 |
Будницкая Е.А. |
27. |
Экскурсия "Воспоминание о прошлом" |
25.02.2023 |
Будницкая Е.А. |
28. |
Урок мужества "Смелость, совесть и отвага" |
04.02.2023 |
Будницкая Е.А. |
29. |
Эстафета-размышление "Память бережно сохраняем" |
04.03.2023 |
Кохановская А.С. |
30. |
Урок мужества “Колокола Хатыни” |
25.03.2023 |
Будницкая Е.А. |
31. |
Патриотическая квест-игра "Отечества достойные сыны" |
01.04.2023 |
Кветковская А.А. |
32. |
Мастер-класс "Цветок Победы" |
06.05.2023 |
Саросек М.С. |
33. |
Своя игра «Государственные символы Республики Беларусь – наша гордость» |
май, 2023 |
Будницкая Е.А. |
Заключительный этап |
|||
34. |
Формирование банка сценариев и методических разработок по организации и проведению шестого школьного дня |
август, 2023 |
Будницкая Е.А. |
35. |
Анкетирование участников образовательного процесса с целью выявления положительных и отрицательных сторон реализации проекта |
август, 2023 |
Будницкая Е.А. |
36. |
Заседаний инициативной группы «Итоги работы по проекту» |
август, 2023 |
Будницкая Е.А. |
37. |
Освещение опыта работы по проекту в районной газете, в республиканских СМИ |
август, 2023 |
Будницкая Е.А. |
38. |
Размещение информации по реализации проекта на школьном интернет-сайте |
август, 2023 |
Будницкая Е.А. |
39. |
Разработка рекомендаций для возможности дальнейшей реализации проекта на другой базе исследования и целевой аудитории |
август, 2023 |
Будницкая Е.А. |
I.13. Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
Оценка эффективности реализации проекта определяется с помощью мониторинга реализации проекта. Достижение ожидаемых результатов позволит оценить социальный эффект данного проекта:
- увеличение доли подростков и молодежи, вовлеченной в социально значимые проекты патриотической направленности;
- формирование у детей гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям; уважения к государственным символам Республики Беларусь, готовности к защите своего Отечества;
- получение учащимися определенных знаний, умений и навыков в военной, спортивной деятельности, улучшение показателей физического развития детей и подростков.
Социальным эффектом реализации проекта станет современный подросток, который:
- физически развит, ведет здоровый образ жизни;
- не поддается негативным искушениям проявлений социума;
- организован, дисциплинирован, ответственен;
- проявляет любовь и уважение к истории, традициям своей Родины, Вооружённым силам Республики Беларусь, позитивность в отношении со сверстниками, педагогами, людьми старшего поколения;
- имеет активную гражданскую позицию: инициативен в организации и проведении общественно-полезных дел, оказывает помощь нуждающимся в ней.
Мероприятия различной направленности шестого школьного дня позволяют формировать самостоятельную личность, ориентированную на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек.
I.14.Оценка результатов проекта
- Количественные показатели:
- спрос на проект;
- 0% несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуально профилактическая работа;
- 0 % несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- количество выполненных конкретных дел и мероприятий (100% от количества запланированных мероприятий);
- охват обучающихся, законных представителей, заинтересованных структур и организаций (не менее 90%);
- Показатели социального развития личности:
- формирование конструктивного поведения;
- добровольное (без принуждения) участие обучающихся в мероприятиях проекта, организация свободного времени с пользой для себя.
- Показатели социальной адаптации личности
- проявление активности обучающихся;
- содействие успешности социализации обучающихся;
- создание ситуаций, которые дают обучающимся почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.
- Показатели общественного мнения
- отклик в средствах массовой информации;
- увеличение количества обучающихся, которые проявляют дисциплинированность, осознанность своих действий.