ШУМ В КЛАССЕ:
помеха или новая возможность
Как обычно поступают учителя в «шумной» ситуации?
- Собирают дневники с многозначительным взглядом.
- Поднимают наиболее шумных и держат их «пока не успокоятся».
- Повышают голос.
- Оскорбляют учащихся.
- Умоляют успокоиться.
- Обижаются на них и винят их за свою обиду.
- «Фиксируют» взглядом источник шума и держат паузу.
- Стучат ключами (ручкой, указкой).
- Пугают чем-либо или пытаются вызвать чувство вины.
- Использование неясных, непонятных учащимся понятий. Опыт показывает, что даже когда участники семинаров имеют ученую степень, не лишним бывает пояснить некоторые используемые понятия, привести примеры из практики. А что говорить об учениках? Мы не стремимся к примитивизму, но , по нашим наблюдениям, после 4-5-ти кратного употребления учителем непонятных для учащихся слов гарантировано возникает шум. Опытный учитель «кожей» чувствует такие слова, а если уж пришлось употребить смутно понимаемое выражение, то о необходимости пояснить его скажут затуманенные глаза учеников, легкая зевота, рассеянный взгляд и другие «симптомы». Часто встречаются такие слова, как «буквально», «абстрактно», «систематически», «сознание», «поведение» и др. Чтобы почувствовать то, что чувствуют дети, попробуйте объяснить самим себе значение этих понятий.
- Нет логико-смысловых «переходов». Это – еще одна причина возникновения шума в классе. Восприятие человека целостно и непрерывно: мы не любим, когда что-то обрывается, остается недосказанным, появляется что-то новое непонятно откуда (вспомните, как мы относимся к телевизионной рекламе). Зачастую учитель предлагает детям задание, связанное с предыдущим блоком. «Так, хорошо, а теперь сделаем это…», - говорит учительница и формулирует инструкцию. Такая «сбивка» у большинства детей вызывает психическое напряжение, воспринимается негативно. Те, кому тяжело держать себя в руках, реагирует на такие «ошибки» посторонними разговорами. Данная причина возникновения шума относится к так называемым ошибкам планирования. Целостность занятия, логико-смысловые переходы должны быть спланированы заранее. Если уж казус случился, то необходимо вернуться на шаг назад и сделать пропущенный «ход».
- «Шлейф» прошлых эмоций. Ученики могут прийти к вам на урок после трудной контрольной работы, после конфликта с преподавателем, после драки на перемене, после ссоры с подругой, после «двойки» и т.д. О многом из вышеназванного мы можем и не знать . Наблюдательный учитель узнает о существовании подобного эмоционального «шлейфа» из обрывков фраз на перемене. Если же он проигнорирует эти эмоции, тогда проблемы с дисциплиной ему на этом уроке гарантированы. Одним из способов нейтрализации данной причины является фокусировка внимания детей на настоящем или будущем: мы ведь не можем быть и в прошлом и в настоящем одновременно. Приемов такой фокусировки много: прогнозы по теме урока, описание учениками какого-то объекта, описание своих ощущений, чувств и т.д. В принципе подходит и традиционный способ – пусть «проблемные» учащиеся проработают у доски.
- Неприемлемый темп ведения занятия. Одной из причин возникновения шумных ситуаций является слишком быстрый или слишком медленный темп ведения занятия. Ученики попросту не «вписываются» в темп учителя. Не всегда это можно исправить, поскольку индивидуальный темп зачастую связан с особенностями нашей нервной системы, но учитель знающий об этой причине, может компенсировать возникшие трения путем использования других форм работы, в которых его индивидные качества не столь сильно проявлялись.
- Слишком много назидательности. Типичной причиной возникновения шума в классе является излишняя назидательность со стороны учителя. Есть коллеги, склонные к нравоучениям, к воспитательным «моментам». Их эффективность близка к нулю (причем близка – с другой стороны). С этим утверждением можно (и нужно) поспорить, но одно остается бесспорным – излишнее морализаторство во время урока ведет к возникновению нерабочего шума. А как сложно потом переходить от этико-релаксационного «разбора полетов» к прозе науки! Рекомендации в данном случае давать бессмысленно. У кого что болит…
- Монолог учителя. Шум в классе может быть вызван неравномерным распределением активности между учителем и учащимся. Есть правило «меньше либо равно», которое часто упоминают в контексте педагогического общения. Смысл его таков: речь учителя не должна превышать совокупную речь учеников. Разумеется, есть педагоги, склонные к актерскому мастерству, к театральности на уроке. Их слушать, на них смотреть – одно упоение.
Одарённый ребёнок
«Одарённый ребёнок» - это ребёнок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.
Характерные особенности одарённых детей
o Одарённые дети способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями.
o Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
o В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
o Одарённые часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.
o У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
o Они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях.
o У одарённых детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова и понятия.
o Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
o Одарённый ребёнок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать своё внимание на одном деле, он буквально погружается в своё занятие, если оно ему интересно.
o Одарённым и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далёкие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.
o В возрасте от 2 до 5 лет они не способны разделить реальность и фантазию, словесно раскрашивают и развивают собственные выдумки, купаются в своём воображении. Спустя многие годы они сохраняют этот элемент игры в работе и в жизни.
o У одарённых детей хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, несообразности, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают.
o Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока ещё «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха.
o Для одарённых детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события.
o Они чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
o Одарённые дети часто обладают экстрасенсорными способностями.
o Они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.
o Большинство одарённых детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна.
o Одарённые дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей.
o Они часто стремятся доводить всё до полного совершенства, в результате чего результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину, понижая самооценку ребёнка.
o Одарённые дети отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи.
o В общении между собой одарённые дети производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на «нормальное» общение и доказать, что это не так.
o Одарённые дети часто раздражают сверстников и окружающих людей привычкой поправлять других и всегда считают себя правыми.
o В виде защитной реакции на непонимание и неприятие сверстниками одарённые дети часто используют издёвку, высмеивание окружающих, подтрунивание даже над родителями и учителями.
o Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить со взрослыми людьми.
o Одарённым детям недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
• Системный подход к обучению и воспитанию одарённых учащихся, с учётом вышеперечисленных особенностей, своевременная диагностика их способностей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление заданий высокого творческого уровня, а также профессионализм учителя, способного работать с талантливыми учениками, - всё это приведёт к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.
Сколько может быть видов одарённости
- Лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
- Музыкальный интеллект – способности исполнять, сочинять музыку или получать от неё удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
- Математический интеллект – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путём манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, учёный).
- Пространственный интеллект – способности представлять, воспринимать объект и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
- Телесный (кинестетический) интеллект – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
- Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно – это интраличностный и интерличностный интеллект. Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель). Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).
Специальные виды одарённости
- Художественная одарённость – высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актёрские способности.
- Креативность (творчество) – способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
- Лидерская одарённость – исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
- Практическая одарённость – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.
Рекомендации для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком
- Обратить внимание на достижения одарённых детей, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки.
- Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость.
- Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск.
- Поощрять самостоятельное мышление.
- Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая.
- Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы.
- Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей.
- Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относится к их мнениям и проблемам.