ПАМЯТКА
для выпускника школы
«Впереди экзамены»
Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
- сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши;
- можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность; для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах;
- составь план подготовки; для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние и вечерние часы; составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться; не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены;
- начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего; но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен; возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет;
- чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв; можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ;
- не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник; полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге; планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала;
- выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету; эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий;
- тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
- готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа;
- оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА
- многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ними ночи; это неправильно; ты уже устал, и не надо себя переутомлять; напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку; выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя; ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности;
- в пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования; при себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами;
- продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА
Экзаменационные материалы состоят из нескольких частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания одной из частей отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!
Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
Будь внимателен!
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене!
Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос , подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
Сосредоточься!
После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время теста! Торопись не спеша!
Не бойся!
Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как4 вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого!
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай!
Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца!
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании!
Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай!
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай!
Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй!
Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся!
Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
УДАЧИ ТЕБЕ !
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Составляй план устного ответа.
21. Проверяй себя.
Помни: мы лучше всего запоминаем:
— то, чем постоянно пользуемся;
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
— то, что нам нужно;
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ:
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связан.
У тебя все получится!
Как готовиться к олимпиаде
1. Отведите побольше времени для подготовки
Если оставить подготовку к олимпиаде на последнюю минуту, это значительно уменьшит ваши успехи.
2. Отдых
Подготовка к олимпиаде – это напряженный труд, который сильно утомляет. Для успешной работы важно иметь отдых. Отведите в своем расписании подготовки к олимпиаде время на него.
3. Найдите тихий уголок
Создайте условия, в которых вы сможете готовиться к олимпиаде наиболее эффективно. Многие думают, что шумная обстановка не мешает. Это ошибка! Все, что отвлекает, - снижает собранность.
4. Делайте краткие заметки
Подготовка к олимпиаде обычно более эффективна, если вы активно работаете, а не просто читаете материал. Читая конспекты или учебники, делайте краткие примечания, выделяя основные мысли. Глубокое осмысление основных идей гораздо важней простого запоминания фактов.
Чтобы чувствовать себя уверенно на олимпиаде:
- отправляйтесь на олимпиаду хорошо отдохнув и после хорошего завтрака;
- выйдите пораньше, чтобы не торопясь прийти вовремя;
- подумайте о письменных принадлежностях для возможных записей;
- во время олимпиады постарайтесь не нервничать.
Как вести себя во время олимпиады
1. Будьте внимательны!
Соблюдайте правила поведения на олимпиаде!
Не выкрикивайте с места, если вы хотите задать вопрос, поднимите руку. Ваши вопросы не должны касаться содержания заданий.
2. Сосредоточьтесь!
Постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время! Торопись не спеша!
3. Не бойтесь!
Временные рамки не должны влиять на качество ваших ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.
4. Начните с легкого
Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и вы войдёте в рабочий ритм. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Приёмы для снятия эмоционального и физического напряжения
«Лимон»: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
«Сосулька»: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
«Воздушный шар»: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
«Приседания»: При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний.
«Прыжки»: При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 15-20 прыжков на месте.
Ошибки при выборе профессии:
1. Выбор профессии под давлением мнения родителей без учета своей индивидуальности.
2. Предрассудки чести (некоторые профессии, важные для общества, считаются недостойными, неприличными).
3. Выбор профессии под влиянием друзей (за компанию, чтобы не отстать, как все).
4. Перенос отношения к человеку (представителю профессии) на саму профессию – подражание идеалу.
5. Увлечение внешней стороной профессии или какой-то частностью.
6. Отождествление школьного предмета с профессией.
7. Устаревшие представления о характере труда.
8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личностных качествах.
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, игнорирование медицинских противопоказаний.
10.Выбор профессии наугад, надеясь на случай
Как справиться со стрессом.
Советы психолога
Для того чтобы научиться успешно справляться со стрессовыми ситуациями в деятельности, важно знать, что такое стресс каковы его причины.
Стресс – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности и упадка. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ
1. Невозможно сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Потеря чувства юмора.
9. Пропадает аппетит.
10. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ В ОСТРОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ?
1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.
2. Сосчитайте до десяти, и лишь затем вернитесь к ситуации.
3.Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
4. Если стрессовая ситуация застигла вас в помещении:
а) встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения;
б) воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой;
в) медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, осмотрите их;
г) посмотрите в окно на небо, сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?
д) набрав воды в стакан, медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу;
е) выпрямьтесь, поставьте ноги на ширине плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, чтобы голова и руки свободно свисали. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь. Выполняйте упражнение осторожно, чтобы не закружилась голова.
5. Если стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения:
а) осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите;
б) найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами;
в) если есть возможность, выпейте воды;
г) проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос. Сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
В качестве первой помощи этого вполне достаточно.
СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА
- Динамичность установок. Важно время от времени корректировать свои цели и установки в зависимости от того, как изменяется ситуация.
- Умение переоценивать то, чего не смог достичь.
- Объективизация стрессов.
- Навык к расслаблению.
НАУЧИТЕСЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ
Для того чтобы успешно преодолеть внутреннее напряжение, учителю важно уметь расслабляться, т.е. владеть приемами релаксации, которые основаны на расслаблении мышц.
- Отложите на время решение проблемы, которая вас беспокоит.
- Займитесь в течение 2-3 минут расслаблением, используя один из способов, представленных ниже.
- Освободившись от напряжения, вы можете вернуться к решению первоначальной проблемы. Из приводимых ниже техник выберите наиболее приемлемую для себя.
«АНТИСТРЕССОВАЯ РЕЛАКСАЦИЯ»
1. Лягте поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.
2.Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, а потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.
4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев до ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: « Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.
- Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладиться состоянием расслабленности.
- Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20 мои глаза откроются и я буду чувствовать себя бодрым. При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло.
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю.
«ПЕРЕДЫШКА»
Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете закрыть глаза. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Представьте: когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.
«САМОМАССАЖ»
Прием эффективен при онемении мышц тела. В течение дня необходимо найти время для маленького отдыха, чтобы расслабиться. Закройте глаза и массируйте определенные точки тела, не сильно надавливая. Вот некоторые из этих точек:
1) межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
2) задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
3) челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
4) плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
5) ступни ног: если вы много ходите, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как идти дальше.
«ПРОСТЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:
1. Сейчас я чувствую себя лучше.
2. Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
- Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
- Я могу справиться с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
«ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ»
Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).
Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:
- Это действительно так важно?
- Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
- Будет ли это так же важно для меня через две недели, через месяц?
- Стоит ли за это умереть?
- Может ли что-то быть еще хуже?
- Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
«ДЫХАНИЕ НА СЧЕТ 7-11»
Данный способ помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации.
Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, в начале вы почувствуете затруднение. Но не нужно напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ТРУДА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
При покупке компьютера необходимо требовать у продавца удостоверение о государственной гигиенической регистрации и сертификат соответствия, выдаваемый Госстандартом.
1. Покупая компьютер, по возможности следует приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространенных мониторов с электронно-лучевой трубкой.
2. Устанавливать компьютер следует так, чтобы монитор в комнате стоял у стены или поставить его лучше в угол, чтобы излучение поглощалось стенами. Это обусловлено тем, что излучение от монитора имеет почти круговую направленность.
3. Компьютер должен быть заземлен. Это позволяет уменьшить уровень электромагнитного излучения в 1,5 - 2раза. Если приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить; для этого специально предусмотрен провод, на конце которого находится металлическая прищепка (не цеплять ее к системному блоку). Защитный экран должен иметь документы Минздрава о своей эффективности.
4. Максимальное время, проводимое за компьютером в смену, не должно превышать 4 часа. При этом 2 часа интенсивной работы ^должны сопровождаться перерывами от 30. минут до 1 часа. Более продолжительная работа за дисплеем приводит, кроме воздействия электромагнитных полей, к утомлению зрения, центральной нервной системы, гиподинамии.
5. Обязательно наличие компьютерного стола и специального стула. Самые простые правила работы перед монитором:
- нужно сидеть от него не ближе 50 см или на расстоянии вытянутой руки, так как любые излучения резко ослабевают с удалением от их источника;
- если есть отклонения от нормального зрения, достаточно приобрести нужные очки, чтобы не приближаться к экрану;
- удобное рабочее кресло, в котором можно откинуться на спинку, в значительной мере помогает решить практические вопросы безопасности перед монитором.
7. Для того чтобы избежать истощения зрительной системы, следует отходить от компьютера не реже чем каждые полчаса, причем, по возможности, как можно дальше от рабочего места. Работа за компьютером формирует своего рода синдром "застывшего взгляда". Его нужно преодолеть сознательно и просто - чаще моргать, тем самым снимается напряжение с мышц глазного яблока.
8. Не оставляйте компьютер включенным на длительное время, если его не используете. Это уменьшает его износ и полезней для здоровья