РУ БЕ EN

Родителям на заметку

Детская агрессия

1. Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное  (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

2. Как агрессивность проявляется у детей?

- Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

-   Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.

-   Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

- Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

- В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

-   У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

3. Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

 Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

4.Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

-  как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.

-  как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.

-   Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

 Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

5. Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

 Первый – когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

 Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

6. Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

-  Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

- Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..

- Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

-  Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

-   Не прибегайте к физическим наказаниям.

-  Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,,мести,,.

7. Лечение агрессивности

  Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка ,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

  От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

 

"Шпаргалки" для взрослых

Если ребенок тревожен и испытывает страхи

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
  • Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите "добрыми глазами", осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка "активно".
  • Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
  • Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
  • Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
  • Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
  • Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
  • Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, "откуда берется".
  • Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
  • Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

Если ребенок медлителен…

  • Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.
  • Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
  • Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
  • Никогда не позволяйте ребенку работать "на время". Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.
  • Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на "положительном подкреплении": при неудачах – подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
  • Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время "на раскачку".
  • Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
  • Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
  • Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
  • Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
  • Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
  • Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.

Если ребенок гипердинамичен…

  • Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Четко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
  • Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
  • Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
  • Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить ее.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
  • Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.
  • Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успех. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
  • Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
  • Учитесь сдерживать "бурлящие" эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
  • Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
  • Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
  • Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.

Если ребенок застенчив…

  • Выражайте безусловное расположение ребенку.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышение уровня тревожности.
  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
  • Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
  • Помогите застенчивым найти и оценить в себе се то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
  • Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
  • Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
  • Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
  • Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
  • Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, "глаз в глаз", т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

Если ребенок рассеян…

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Не ругайте за то, что он рассеян.
  • Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
  • Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
  • Поддерживайте четкий распорядок дня.
  • Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
  • Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
  • Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
  • Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
  • Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
  • Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т.д.).
  • Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

Если ребенок лжет…

  • Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
  • Уча ребенка честности, будьте сами честны. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.
  • Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем лучшее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
  • Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
  • Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
  • Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кому лжет.
  • Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
  • Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.
  • Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

Если ребенок плохо запоминает…

  • Учите ребенка ставить цель заполнить надолго.
  • При подготовке уроков следует чередовать способы работы: чтение, конспектирование, запоминанние со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
  • Для того, чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
  • Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное. Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
  • Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:

1. О чем или о ком говорится в тексте.
2. Что об этом говорится.

  • При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  • Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики выполняйте задания по курсу "Человек и мир", после чтения – порисуйте; память любит разнообразие.
  • При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
  • Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

 

Игромания среди детей – как предотвратить проблему

  Прогресс в развитии компьютерных технологий, открыл реальный доступ к миру виртуальных игр практически в каждой рядовой семье. Изначально, такие познания рассматривали, как очередную ступень в человеческом развитии, но со временем они стали перерастать в новую психологическую зависимость – игроманию или нездоровую тягу к компьютерной сети.

  Печально, что подобный диагноз набирает огромные масштабы среди детей и подростков. Современные школьники получают первые компьютерные познания наряду с основами письма и математики, и это неплохо, вот только очень часто, родители не могут отличить грань нормального всестороннего развития от первых симптомов игровой зависимости.

  Первые сигналы опасности

  Чтобы виртуальный мир – не стал заменой реальной жизни, старайтесь проводить больше времени с ребенком, тогда вы обязательно заметите первые признаки зависимости.

  Обратите внимание на то:

- сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером и предпочитает ли ему реальное общение со сверстниками;

- дублирует ли он в обычной жизни свое поведение в игре, проявляет ли агрессивное настроение;

- проследите, как ребенок реагирует на компьютерный запрет – у игроманов может начаться депрессия, приближенная к суицидальной склонности;

- оцените его состояние здоровья - дети, которые проводят много времени за компьютером, испытывают частые головные боли, у них снижается зрение, портится осанка;

- зависимость от компьютера влияет на концентрацию внимания, собранность. «Погружение в себя», молчаливость и замкнутость – сигнализируют о том, что простое детское увлечение принимает серьезные обороты.

Как предотвратить беду

Компьютерная игра – это дань сегодняшней моде, поэтому ваш окончательный запрет не является верным решением проблемы. Поговорка о запретном плоде была придумана не зря и только увеличивает интерес школьников.

Принимайте профилактические меры:

Подавайте личный пример – дети очень часто копируют поведение взрослых. И ваша привязанность к монитору – не сыграет в пользу хорошего подражания. Здорово, если у родителей и детей есть общее хобби, возможность проводить время на природе или в спортивном зале. Компьютер не должен стать источником жизни вашей дружной семьи.

Время у компьютера – награда за хорошее поведение и успеваемость. Ребенок должен привыкнуть к тому, что разрешения на компьютерные игры нужно заслужить. Гармоничное распределение времени между образованием, домашними делами и интересами, не сможет превратить мир подростка в виртуальную зависимость. На это просто не останется лишней минуты.

Использование защитных технологий. Если ребенок проводит много времени самостоятельно, и вы не уверены в его интересах – установите специальные сетевые фильтры и современные программы, которые не позволят превысить дозволенный лимит общение ребенка с компьютером.

Следите за коллекцией тех игр, в которые играет ваш ребенок. Обсуждайте с детьми все, даже стратегию и тактику виртуальной игры. Хорошие родители знают, в какие игры играют их дети, могут дать совет, подсказать нужный ресурс. Пропагандируйте развивающие игры и сайты, следите за эмоциональным состояние ребенка после игры, старайтесь чередовать пристрастия, избегая прямого «подсаживания» на одно направление.

Даже если вы заметили прямую зависимость ребенка от компьютера – не паникуйте. Резкие запреты и скандалы не смогут моментально изменить его интересы, а только усугубят проблему. Сегодня, решением таких задач занимаются компетентные психологи, которые профессионально подскажут родителям, плавную тактику избавления от вредной привычки.

 

Неадекватное поведение подростка

  Отклонения в поведении детей и подростков — непослушание, неисполнительность, грубость, упрямство, негативизм и другие недостатки — могут быть вызваны самыми различными причинами. Наиболее распространенными являются неправильное воспитание ребенка, недостаток или избыточность внимания к нему; его невоспитанность, педагогическая запущенность; развивающаяся на этой основе трудновоспитуемость; устойчивый психический дискомфорт, вызванный систематическими учебными неуспехами и связанными с ними неприятностями в школе и семье; неблагополучие во взаимоотношениях ребенка с товарищами, с коллективом класса, учителями; возрастные кризы, акцентуации характера; нездоровье; отклонения в психическом и физическом развитии; последствия перенесенных заболеваний и др.

  В поведении формируется и отражается душевное, психическое состояние ребенка, его настроение, самочувствие, индивидуально-психологические особенности, качества личности. Эпизодически проявляемые ребенком в обращении со сверстниками, животными и растениями грубость, безжалостность могут закрепиться и стать чертами характера. В связи с этим организацию поведения, наполнение его определенным содержанием нужно рассматривать в качестве одного из основных средств воспитания детей. И борьба с отклонениями в поведении, их предупреждение и преодоление являются важнейшими средствами профилактики аномального, уродливого развития личности подростка, предупреждения правонарушений, половой распущенности, наркомании.

  В случае упорного систематического повторения этих отклонений — особенно если они внешне не мотивированы и трудно объяснимы, не поддаются воспитательно-коррекционным воздействиям — необходимо обратиться за советом к специалисту (психологу, дефектологу, психоневрологу). В этих случаях может помочь только лечение, выполнение рекомендаций и назначений специалиста.

  В профилактике отклонений в поведении детей и подростков чрезвычайно важную роль играет личный пример родителей, их умение организовать и наполнить позитивным содержанием поведение ребенка, вовремя и умело переключить его с негативных проявлений на позитивные.

  Отсутствие серьезного внимания к формированию гармоничного развития ребенка, воспитанию в ребенке верных социальных и поведенческих ориентиров приводит к самым тяжелым и невосполнимым последствиям формирования личности. Упустив вашего ребенка, оставив его воспитание на откуп случайных знакомств и улицы, рискуете неизбежно столкнуться в будущем с его хамством, предательством, агрессией, преступлениями, алкоголизмом и наркоманией. К сожалению, ни наркологи, ни анонимное лечение наркомании, ни, тем более, государственная исправительная система не способны преобразить личность взрослого человека.

  Не упустите ваше чадо. Время и силы затраченные сейчас на его воспитание и наполнение его жизни добрым смыслом — лучшее вложение в будущее.

Памятка родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Не допускайте высказывания, способные вызывать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Не допускайте отрицательных оценок ребенка: не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимистическими: «У тебя все получится», «Терпенье и труд все перетрут» и т.п. Чаще спрашивайте, не «Какую оценку ты получил?», а «Чем занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?»

4. Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой: «Это тебе не детский сад…»

5. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

6. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

7. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

8. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

9. С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

10. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

ПАМЯТКА   ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

 

Детство должно улыбаться,

Счастьем искриться в глазах,

В сердце теплом вспоминаться,

А не слезой наг лазах!

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

         Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:

-физическое,

-сексуальное,

-психическое,

-запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:          

     1.Закройте   глаза,   медленно   вдыхая   и  выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.  Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и  сжимайте до тех  пор, пока не почувствуете, что  «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали»  лимон  до   капельки,   расслабьте  руки  и  насладитесь состоянием покоя.

     2.Представьте  себе,  что  Вы  большой воздушный   шар,   наполненный   воздухом.  Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно  больше  воздуха,   замрите  на  3-5   секунд  и  начинайте медленно выпускать воздух из легких,   расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч,  шеи, корпуса, ног и т. д.    

    3. При   сильном   психологическом напряжении   Вы   можете   сделать   10-20 несложных   физических   упражнений   (приседаний, прыжков, взмахов руками).    

       Теперь Вы справились со своими эмоциями  и  можете  спокойно  побеседовать  по  поводу возникших проблем.   Если   у   Вас   возникли   проблемы   в  воспитании ребенка,   если   Вы   не   можете  наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения   в   поведении   ребенка   или   его школьная   неуспеваемость,   не   торопитесь   применять   крайние   воспитательные   меры.                            

     Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей   жизни   тоже   случались   трудности,     проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы  Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Памятка родителям

Алкоголь и подростки

  Родителям, возможно, не нравится думать об этом, но правда в том, что многие дети и подростки пробуют алкоголь в течение обучения в средней школе и техникуме, - прежде, чем это им позволено пить по закону. Исследование показало, что почти 95 % детей уже в средней школе пробовали алкоголь.

  Алкоголь влияет на восприятие человеком действительности и способность принимать правильные решения. Это может быть особенно опасно для детей и подростков, у которых еще мало опыта решения проблем и принятия решения.

 Краткосрочные последствия принятия алкоголя включают:

 • искаженное видение, слух, и координация;

 • измененное восприятие и эмоции;

 • похмелье;

 • ослабление бдительности, которое может привести к несчастным случаям, потоплению, и другим опасным последствиям, и даже к использованию наркотиков или опасным сексуальным контактам;

 Долгосрочные последствия могут быть такими:

 • цирроз и рак печени;

 • потеря аппетита;

 • серьезный дефицит витаминов;

 • болезни живота;

 • повреждение сердечной и центральной нервной системы;

 • потеря памяти;

 • высокий риск передозировки;

 Поэтому крайне важно, чтобы ваши дети знали обо всех этих опасностях, и знали, как сказать нет.

 Распознаем и боремся с подростковым алкоголизмом

 Несмотря на Ваши усилия, Ваш ребенок может все равно употреблять или даже злоупотреблять алкоголем. Как об этом можно узнать?

 Вот некоторые общие предупредительные знаки:

 • запах алкоголя;

 • внезапное изменение в настроении или отношении;

 • ухудшения результатов в школе;

 • потеря интереса в школе, спортивным состязаниям, или другим действиям;

 • проблемы с дисциплиной в школе;

 • изоляция от семьи и друзей;

 • общение с новой группой друзей и нежелания представить их Вам;

 • алкоголь исчезает из Вашего дома;

 • депрессия и трудности связанные с развитием.

   Важно не делать поспешных заключений, основанных только на одном или двух признаках. Юность - время изменений — физических, социальных, эмоциональных, и интеллектуальных. Это может привести к неустойчивому поведению и колебанию настроения, поскольку дети пытаются справиться со всеми этими изменениями.

   Если Ваш ребенок употребляет алкоголь, обычно присутствует группа этих признаков, скажем, изменение круга друзей, поведения, одежды, отношения к вам, настроения, и плохие оценка. Если Вы видите много изменений, и ищете все новые объяснения, поговорите с Вашими детьми, но не пропускаете алкоголизм.

 Также попробуйте следующее:

 • Следите за тем, куда Ваши дети идут.

 • Знайте родителей друзей Вашего ребенка.

 • Удостоверьтесь, что у Вас есть телефонный номер, по которому Вы можете связаться со своим ребенком.

 • Сделайте так, чтобы дети регулярно отзванивались, когда они вне дома.

 Для подростков, особенно достаточно взрослых, подумайте о настоящем ведение переговоров или подписание поведенческого контракта. Этот контракт должен обстоятельно объяснить Ваши ожидания от поведения ребенка, и последствия, к которым приведет невыполнение правил.

   Обязательно поощряйте ответственное поведение, такое как планирование количества выпитого, или зов на помощь взрослого вместо того, чтобы идти на поводу у неблагополучных друзей.

   Важно держаться открытыми для коммуникации, и не ждать от ребенка слишком многого. Связь ответственных действий и свобод, таким как разрешение позже возвращаться домой, могут быть сильным фактором мотивации, чем наказание. Учите Ваших детей, что свобода идет только при наличии ответственности. Вообще говоря, это урок, который должен длиться целую жизнь.

 

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСОМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  Алкоголь  это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности.

  Алкоголизм у подростков довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже - в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% - в 8 лет, а 15% - еще в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком, а у наркологов уже давно есть термин «пивной алкоголизм».

   Каким образом можно уберечь ребенка от раннего приобщения к алкоголю и развития алкогольной зависимости?

1. Общение.

Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют ребенку?

2. Внимание.

Умение слушать означает:

- быть внимательным к ребенку;

- выслушивать его точку зрения;

- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Способность поставить себя на место ребенка.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Организация досуга.

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.

5. Знание круга общения.

Очень часто ребенок впервые пробует алкоголь в кругу друзей. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей ребенка.

6. Помните, что ваш ребенок уникален.

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление ПАВ.

7. Родительский пример.

Употребление взрослыми алкоголя и декларируемый запрет на него для детей дает повод к обвинению в неискренности, в "двойной морали".

Употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Нельзя стремиться к идеалу в ребенке, не воспитывая идеал в себе!

Факторы риска: ·

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида.
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками.
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников.
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т. д.).
  • Раннее начало половой жизни.
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.
  • Плохая успеваемость в учреждении образования, нежелание учиться. Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем.
  • Регулярное медицинское наблюдение.
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте.
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение.
  • Соблюдение общественных норм. Профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности устранить факторы риска.

В заключении хотелось бы представить Вам замечательное стихотворение Дороти Л. Нолт.

«Дети учатся жизни, которой они живут»

 

Если детей критиковать, они учатся обвинять.

Если дети видят враждебность, они учатся драться.

Если дети живут в страхе, они учатся бояться.

Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.

Если дети видят ревность, они узнают что такое зависть.

Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми.

Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.

Если детей подбадривать, они вырастают  уверенными в себе.

Если детей хвалить, они учатся нравиться в себе.

Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь.

Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.

Если дети видят честность и справедливость, они знают, что  такое правда и справедливость.

Если дети растут в безопасности, они учатся верить в себя и в тех, кто их окружает.

Если дети живут в атмосфере дружелюбия, они учатся тому, что мир прекрасен.

Если дети живут в атмосфере душевной чистоты, они учатся душевному спокойствию.

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ У ПОДРОСТКОВ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

1. Всегда подбадривайте подростка.

Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!". Нет такого скромного успеха, который не заслу­живал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным "ура", и не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.

2. Позволяйте исследовать.

Подростки, да и взрослые тоже, восхищаются теми, кто стремится познавать новое, преодолевать преграды, и идут по их стопам. Но как часто мы учим наших детей не рисковать!

3. Настраивайтесь на успех.

Внушайте своему ребенку, что­бы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других. Только тот становится реши­тельным, который пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.

4. Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте.

Поощряйте их мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.

5. Станьте организатором компании.

Поощряйте сына или дочь выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения — одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить — громче или тише, может быть более выразительно.

6. Родители должны привить ребенку 3 главных качества:

уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути

(находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

В заключение следует отметить, что пример родителей важ­нее всех сказанных слов.

 

Советы психолога родителям в период подготовки

ребенка к предметным олимпиадам

 

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка. Как же поддержать ребёнка?

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к олимпиаде.
  • Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания, организовать условия для самоподготовки.
  • В период повышенной интеллектуальной нагрузки ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью, полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.
  • Питание должно быть сбалансированным, но привычным, особенно в этот период, т.к. реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Относитесь, спокойнее к его нервозности в этот период.
  • Чтобы снять тревожность ребенка, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, действующие успокаивающе на организм.
  • Откажитесь на этот период от упреков в адрес ребенка, исключите все конфликтные вопросы, поддерживайте его веру в собственные силы. Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас самый подходящий момент, чтобы еще раз дать понять ему это!
  • Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье.
  • Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя».
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады - это может отрицательно сказаться на результате.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье.
  • Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя».
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады - это может отрицательно сказаться на результате.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время олимпиады обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

  • И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Верьте в своего ребенка и его успех!

 

Суицид. Памятка для родителей

По мировым данным, большой процент суицидальных попыток совершаются в молодом возрасте. Специалисты разделяют такие попытки на: истинные, демонстративные и шантажные.

Целью демонстративных, шантажных попыток является стремление добиться определенной цели, либо стремление обратить на себя внимание. Также это может быть ярким выражением протеста против трудной, тяжелой для человека ситуации. У детей и подростков понятие о смерти еще не зрелое, а способов конструктивного разрешения трудных жизненных ситуаций еще не достаточно в силу небогатого жизненного опыта. Им кажется, ситуация тупиковая и только лишив себя жизни, можно облегчить свое страдание или разрешить какие-то вопросы в свою пользу. И суицид – это крик о помощи! Есть еще один не маловажный фактор - это влияние окружающих сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку «за кампанию», т.е. решение не обдуманно, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все».

Наиболее опасными являются истинные суицидальные попытки. Здесь речь идет о тяжелых душевных переживаниях, сильном стрессе, выраженной депрессии. Истинными причинами могут быть:

  • трудности в сфере человеческих отношений,
  • отчужденность от социальной среды – подростка не принимают сверстники. Возникает       ощущение одиночества, отчуждение. Страдание является очень сильным, так как не удовлетворяются возрастные потребности в понимании, принятии.
  • насилие – как физическое, так и моральное. Тогда возникает ощущение безысходности, напряжения.
  • сильный стресс – в частности, смерть или расставание с близким человеком.

Подвержены риску суицида дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • Эмоционально чувствительные, ранимые.
  • Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно, неспособные к компромиссам.
  • Негибкие в общении. Способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны.
  • Склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам.
  • Склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения.
  • Пессимистичные.
  • Замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Признаки суицидального поведения:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • капризность, привередливость, перепады настроения от возбуждения до упадка;

 

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • не способны видеть положительное;
  • настроение преобладает подавленное, слушает грустную музыку
  • внезапные вспышки гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • чувство изоляции, отверженности, уход в себя, превращение в человека одиночку, ощущение безнадежности и беспомощности;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении, утрата интереса к любимым занятиям;
  • отсутствие планов на будущее;
  • побеги из дома;
  • психологическая травма;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • заявления типа: «я подумываю о смерти, мне было бы лучше умереть, я не могу больше жить...». «Вам не придется больше обо мне беспокоиться, когда я уйду, они пожалеют, мне все надоело. Намек на смерть или шутки по этому поводу;
  • членство в какой-либо группировке или секте, принадлежность самоубийство молодежной субкультуре деструктивного направления;
  • раздача подарков, своих вещей, символическое прощание самоубийство окружающими;
  • активная подготовка – собирание лекарств, посещение кладбищ, записки о самоубийстве, рисунки самоубийство гробами, крестами, отражающие жестокость, особенно направленную на себя.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.

За поддержкой Вы всегда можете обратиться в социально – психологическую службу ГУО «Макаровский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа» (37474), а также анонимно по телефону доверия 880-11-000-16-11, 165 или 170.

 

http://berestovica.edu.by/ru/main.aspx?guid=44491

Интернет-ресурсы: