«Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым».
Джон Хершел
Уважаемые родители!
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Приятного совместного прочтения!!!
Маленькие хитрости
- старайтесь, особенно поначалу, делать из чтения книги вслух своего рода "шоу", не скатывайтесь в скучную монотонность: меняйте голоса, читая за того или иного героя, где надо – всхлипните, где надо – изобразите что-то руками;
- переносите книжных героев, с которыми уже познакомился ребенок, с бумажных страниц – в игры: лепите их с малышом, рисуйте, разыгрывайте сценки, пишите им "письма";
- можно не просто читать стихи или сказки, а по ходу дела или сразу по прочтении останавливаться и выполнять какие-нибудь задания: вспомнить, что сказал медведь зайцу; найти, сколько грибочков нарисовано на страничке; подумать, что было бы, если бы герои поступили не так, а иначе; найти, в какой книге еще про это читали, и т.д.;
- перед ежедневным ритуалом чтения иногда (а лучше – почаще) позволяйте ребенку самому выбрать книгу, которую он на этот раз хочет почитать. И если он хочет какую-то сказку слушать снова и снова – не препятствуйте: таким образом малыш стремится лучше запомнить сюжет и его последовательность, глубже понять смысл прочитанного;
- учите малыша также и чтению "с продолжением". Останавливайтесь на самом интересном, чтобы на следующий день быстро вспомнить прочитанное и, подогрев интерес, продолжить читать дальше;
- на праздники ни в коем случае не дарите ребенку книги в качестве основного, главного подарка. Все же игрушка в таком "зеленом" возрасте – гораздо более желанный для него предмет. А если это будет "всего лишь" книга, а не робот или кукла, негатив и разочарование, связанные с неудовлетворенным ожиданием, могут прочно засесть у ребенка на подкорке и возникать заново при упоминании книг;
- собирайте свою собственную детскую библиотечку с хорошо иллюстрированными изданиями, которые если не всегда будут под рукой у ребенка (ведь аккуратному обращению с книгами тоже учатся не сразу), то точно на виду. Если книги с яркими корешками все время попадаются ребенку на глаза, рано или поздно он попросит родителей почитать ему;
- поощряйте первые неловкие попытки вашего чада "почитать" (точнее, пересказать своими словами или сочинить, опираясь на картинки) книгу своим игрушкам, кошке или вам;
- обязательно читайте сами! Ничто так хорошо не влияет на детей, как показательный пример читающих родителей. И даже если вы привыкли читать в ридере, хотя бы иногда появляйтесь перед глазами малыша со старым добрым бумажным томиком. Потому что книга – это книга, а ридер все-таки больше ассоциируется у детей с другой техникой: телефоном, планшетом и т.д.
- Если вы хотите, чтобы книги заняли немаловажное место в жизни вашего ребенка, постарайтесь сделать с его самых малых лет само собой разумеющимся, что в вашем доме не идет целыми днями телевизор и папа не режется в "стрелялки" на компьютере. Если уж вам невтерпеж – занимайтесь этими делами тогда, когда малыш в садике или в гостях у бабушки. Да, то время, когда он заинтересуется компьютером и многосерийными мультиками, рано или поздно все равно настанет, но ваша задача – потихоньку (но без запретов!) оттягивать этот момент и успеть ДО этих увлечений заинтересовать ребенка книгами. Потому что после – уже вряд ли удастся…
- За первую книгу для самостоятельного чтения ребенок должен взяться сам! Но одно дело, когда книгу читает мама, и совсем другое – когда ваше чадо начинает читать самостоятельно. Главное – не торопить этот переломный момент, потому что чтение никоим образом не должно ассоциироваться у детей с навязыванием, "обязаловкой" – этого им хватит с лихвой и в школе. Единственное, что позволительно – предложить ребенку читать с вами по очереди: строчку вы, строчку он. Но того момента, когда он возьмется читать книгу САМ, вы должны ждать с благоговением, а не с фразами вроде: "Вон брат твой двоюродный уже всего "Буратино" сам прочитал, а ты?!"
- помните, что для каждого возраста существует своя литература. Отыщите примерные списки рекомендуемых книг для каждого периода (2-3 года, 3-5 лет, 5-7 лет и т.д.) и, опираясь на них, пополняйте домашнюю библиотеку. Также в продаже есть немало красочных хрестоматий для различного возраста. Ваша задача – привить малышу хороший вкус. Но и его самого не забывайте спрашивать, какие из книг и авторов нравятся ему больше других;
- не стоит, как делают некоторые родители, ждать момента, когда ребенка научат читать в школе. Если он впервые возьмется за чтение книги не сам, а "по указке", следя больше за технической стороной, – дело, как говорится, "труба"…
- о тех произведениях, которые проходят в школе, вы тоже можете что-то заранее рассказывать ребенку, снабжать его интересными фактами о писателях. Тогда непосредственно на уроках он будет относиться к подаваемому материалу с большим интересом и вниманием;
- учите своего маленького книгочея возвращаться к уже прочитанным книгам, чтобы взглянуть на них по-новому. К примеру, раз в два-три месяца можно делать что-то вроде Дня любимых книг (и, опять же, не только перечитывать, но и рисовать-лепить-разыгрывать сюжеты из них);
- запишите своего сына или дочку в детскую библиотеку. Так вы поймаете несколько зайцев сразу: 1) сэкономите деньги; 2) малыш увидит, что многие другие люди (и дети) тоже читают; 3) впечатлится количеством книг, которые ему еще только предстоит прочитать; 4) научится читать быстрее, потому что "в библиотеке эту книгу уже ждут другие ребята"…
- можете вместе с малышом сделать свою собственную книгу – эдакий "хэнд-мэйд" с каким-нибудь незамысловатым сюжетом. Можно ее нарисовать, можно оформить наклейками или картинками, вырезанными из журналов картинками, а потом скрепить степлером;
- помимо художественной литературы, обязательно покупайте вашему ребенку познавательные книги, энциклопедии, словари. Такие издания, которые расскажут ему подробнее о его собственном увлечении (к примеру, книги о динозаврах или бабочках). Если в книге или в разговоре встречается непонятное слово, учите ребенка искать его в словаре.